Dura sex sed sex: сексуальная жизнь Древнего Рима

В Древнем Риме не скупились на законы — они были на все случаи жизни, в том числе и жизни интимной. Правилами регулировались заключение брака, разводы и наказание за прелюбодеяние.
К счастью, сохранилось великое множество письменных источников, помогающих понять, чем занимались римляне под одеялом и так ли уж сильно это отличалось от того, чем занимаемся сегодня мы.

Интимная жизнь супругов

Несмотря на то что юридически у римлянок прав было больше, чем у эллинок ( куда уж меньше!), жена все равно считалась неотступной собственностью супруга. В разные периоды римской истории брак либо был нерасторжимым ( например, в первые века Римской империи), либо же, напротив, достаточно было всего нескольких фраз, чтобы разорвать союз.

В постели мужья и жены делали, в общем, все, что им нравилось, и не особенно ограничивали себя какими-либо запретами. В том числе женщины. Как писал возмущенный Сенека: «В похоти они не уступают другому полу: рожденные терпеть, они ( чтоб их погубили все боги и богини!) придумали такой извращенный род распутства, что сами спят с мужчинами, как мужчины». Впрочем, что это за «извращение» — точно неизвестно. Возможно, Сенека имеет в виду банальную позу « женщина сверху».

Итак, Сенека в этом вопросе был в меньшинстве. Другие же философы с пониманием относились к стремлению римлян разнообразить супружескую жизнь. Вот, к примеру, что писал Пубий Овидий Назон:

«Женщины, знайте себя! И не всякая поза годится —

Позу сумейте найти телосложенью под стать.

Та, что лицом хороша, ложись, раскинувшись навзничь.

Та, что красива спиной, спину подставь напоказ.

Миланионовых плеч Атлантида касалась ногами

— Вы, чьи ноги стройны, можете брать с них пример.

Всадницей быть — невеличке к лицу, а рослой — нисколько:

Гектор не был конем для Андромахи своей…»

А вот какой позы совсем не было в Древнем Риме — так это позиции « на боку». Неизвестно, было ли это связано с сексуальными табу или причины крылись в чем-то ином.

Чистые девы — весталки

Последовательницы культа Весты, богини семейного очага и жертвенного огня, должны были оставаться девственницами в течение всего срока службы в храме. То есть тридцать лет: первые десять лет девочки должны были учиться, вторые — исполнять то, чему научились, а третьи — учить других. Обычно в весталки посвящали девочек из знатных семей 6−10 лет.

Соответственно, прекращали служение женщины уже в 40 лет. Впрочем, по римским меркам, в этом возрасте женщина вполне успешно могла выйти замуж — дряхлой старухой она не считалась.

 

 

Проблемы начинались, когда весталка нарушала обет девства: считалось, что его нарушение может привести к катастрофическим последствиям для всего Рима. Поэтому такое преступление карали очень жестоко.

Весталку, потерявшую девственность, помещали в подземное помещение, где заранее ставили кувшин с водой, хлеб и масло. После этого несчастную закапывали живьем, обрекая на долгую мучительную смерть. А еду ей оставляли, чтобы боги не решили, будто бы девушку решили уморить голодом.

Однополый вопрос: «Скантиниев закон»

В отличие от толерантных греков, римляне с гораздо большим предубеждением относились к гомосексуальности. Впрочем, осуждалась исключительно пассивная роль мужчин — склонять к ней приличного римского гражданина считалось преступлением.

Закон по охране мужской нравственности получил название по имени обвиняемого — трибуна Гая Скантиния Капитолина. Человек по имени Марцелл в III веке до н.э., один из высших должностных лиц государства, обвинил Скантиния в том, что тот пытался соблазнить его сына, добродетельного юношу привлекательной наружности. Несмотря на то что у дела не было ни свидетелей, ни, собственно, состава преступления, Скантиния признали виновным и обязали выплатить штраф. Впрочем, судьбы других « мужеложцев» были куда более печальными, вплоть до смерти в тюрьме.

Скантиниев закон служил больше политическим инструментом, чем реальной причиной осудить обвиняемого. Как мы понимаем, доказать вину было очень непросто. Им ловко пользовались законники, если им нужно было « утопить» подозреваемого. Впрочем, только интимная связь с квиритом считалась чем-то плохим. Вступать в интимную связь с рабами можно было без зазрения совести. Если верить Сенеке-старшему ( отцу того самого Сенеки), для свободного мужчины пассивная роль — позор, для вольноотпущенного — добровольная моральная обязанность по отношению к патрону, а для раба — безусловный долг перед господином.

Даже самого Гая Юлия Цезаря ( да-да, тот самый!) не минули обвинения в пассивной роли. Светоний писал о нем: «На целомудрии его единственным пятном было сожительство с Никомедом, но это был позор тяжкий и несмываемый, навлекший на него всеобщее поношение». Несмотря на пренебрежительные клички вроде « царева подстилка» и «вифинская царица», Цезарь считался еще и знатным ловеласом. Солдаты пели о нем:

Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника.

Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии.

Впрочем, «грешил» этим не только Юлий Цезарь, и если раньше это считалось страшным позором, по ходу истории нравы становились гораздо свободнее. Апогея свободы они достигли при императоре Нероне.

У великого понтифика были свои причуды, и, помимо трех жен, у него была также одна жена-мальчик и один законный муж. Светоний сообщает нам, что Нерон женился на юноше по имени Спор, предварительно сделав его евнухом. Император « справил с ним свадьбу по всем обрядам, с приданым и с факелами, с великой пышностью ввел его в свой дом и жил с ним как с женой». Чуть позже Нерон пошел еще дальше и демонстративно сам выступил в качестве « невесты», избрав себе в мужья вольноотпущенника Дорифора. Светоний делится, что в первую брачную ночь император « кричал и вопил, как насилуемая девушка».

И хотя Нерон воистину был безумцем, он был не единственным императором, кто так явно демонстрировал свои пристрастия.

Профессия « проститутка»

В первые века Рима брачные законы были крайне жесткими, а наказание за измену — смерть. Впрочем, наказывали так только женщин, мужчины могли « ходить налево», сколько им вздумается. При этом реальной возможности развода не было ни у мужчины, ни у женщины.

В середине I века до н.э. нравы смягчились, а измены стали « делом житейским». Для того чтобы развестись, мужчине достаточно было сказать: «Возьми с собой свои вещи». А женщине: «Имей у себя твои вещи». Так можно было сказать вечером, а на утро снова вступить в брак, чтобы избежать обвинений в измене.

Только император Август начал обвинять также и мужей, которые закрывают глаза на измены супруг. Август обязал мужа немедленно развестись с преступницей, если она была замечена в прелюбодеянии. От наказания освобождались только проститутки и их клиенты…

И что бы вы думали? Римским матронам это пришлось не по нраву. И они начали массово записываться в проститутки. Гораздо позже, уже в правление императора Тиберия, случился страшный скандал, когда в проститутки записалась жена очень высокопоставленного мужа Вестилия. Жениться на проститутках было запрещено, но она ведь уже была замужем! Ее позиция, юридически, была безупречна. Хотя это сенаторов не остановило, и она все равно была сослана.

Кстати, у проституток был даже свой профессиональный праздник — Виналии, который праздновали 23 апреля.

Римская цивилизация просуществовала более полутора тысяч лет, и за это время обычаи Древнего Рима менялись до неузнаваемости: от сдержанных нравов первых веков Ромула до развратных и откровенных оргий Калигулы и Нерона.
Источник